Олимпиады

Олимпиада 6-й класс. Вариант 1.

Задание 1:

Вспомните названия известных вам приборов, используемых для проведения метеорологических наблюдений.

а).    Какие приборы будут иметь в один и тот же момент разные показания при проведении измерений на улице и в помещении?

б).    Какими из приборов можно пользоваться только на открытом воздухе?

Задание 2:

По описанию похода нарисуйте в требуемом масштабе его маршрут. Используйте условные обозначения, применяемые на планах местности, и определите, сколько километров прошел путник.

а).   Путник вышел из села Высокое в 8 часов и все время шел с постоянной скоростью 6 км/ч. Пройдя 20 минут на северо-восток, он достиг реки Быстрая. Перейдя ее по деревянному мосту и продолжив путь строго на север по проселочной дороге, еще через 30 минут путник достиг окраины луга. Далее он свернул на восток и еще 1 час шел вдоль луга по шоссе и дошел до вершины холма. Не прекращая своего пути, путник затем шел строго на юг 40 минут по смешанному лесу, где наткнулся на избушку лесника. После этого путник повернул на запад и шел еще 45 минут по лесу, а затем вышел на грунтовую дорогу, которая привела его к селу Высокое.

б).   Путник вышел из поселка Восточный в 7 часов и все время шел с постоянной скоростью 6 км/ч. Путник двигался на север по шоссе и в 7 часов 20 минут перешел по железному мосту реку Холодная. Сразу после моста по обе стороны дороги появились кустарники. Далее путник свернул на северо-восток и в 7 часов 35 минут пришел к железнодорожной станции Луговая. От реки до станции он шел по широколиственному лесу. От станции путник пошел на юго-восток по полевой дороге и через 15 минут пересек телеграфную линию. Далее он повернул на восток, шел 20 минут по грунтовой дороге, слева и справа от которой наблюдал болота. Выйдя на шоссе, он двигался по нему на юг в течение 45 минут. Затем он свернул на грунтовую дорогу, по которой следовал в течение 20 минут. Дорога пролегала между двух распаханных участков (пашня) и привела его к яблоневому саду.

Задание 3:

Укажите для каждого растения район, который является его родиной.

а).   Растения: финиковая пальма, фикус, лавр, алоэ.
Районы: предгорья Тибета, юг Африки, побережье Средиземного моря, север Африки.

б).   Растения: папирус комнатный, кактус, герань, лимон.
Районы земного шара: Восточная Азия, юго-запад Северной Америки, остров Мадагаскар, юг Африки.

Задание 4:

Представьте себе, что вы пролетаете на воздушном шаре над Москвой. В каком порядке вы увидите перечисленные ниже местности?

а).   Полет с севера на юг. Бутово, Замоскворечье, Медведково, Останкино.

б).   Полет с юго-запада на северо-восток. Китай-город, Лосиный остров, Солнцево, Лужники.

Задание 5:

Выберите регион, в котором представлено наибольшее количество автономных республик:

a) Европейский Север; b) Волго-Вятский район; c) Поволжье; d) Северный Кавказ.



Олимпиада 6-й класс. Вариант 2.

Задание 1:

Туристическая фирма, рекламирующая отдых в Тайланде, предлагает перенестись «из Московской зимы в тропическое лето». В чем ошибка этой рекламы? В какое время года вы рекомендовали бы своим друзьям совершить эту поездку и почему?

Задание 2:

В разных странах, в разные времена для обозначения масштаба использовали странные, на наш взгляд, единицы: 1 верста = 1,066 км, 1 вершок = 4,45 см, 1 дюйм = 2,54 см, 1 миля = 1,609 км. Определите, какой масштаб крупнее: в 1 дюйме- 150 миль или в 1 вершке- 200 верст. Запишите оба этих масштаба в принятом у нас сегодня численном и именованном выражениях.

Задание 3:

Ребята - финны из небольшого поселка, расположенного вблизи северного полярного круга, захотели переписываться со школьниками из других стран, живущими сними на одной параллели. Они отправили письма в Россию, Канаду, Швецию. В какие страны ребята забыли написать? Какими видами транспорта туда можно доставить письмо?

Задание 4:

Напишите, какими способами на топографической карте можно показать отрицательные формы рельефа (овраг, обрыв и т.д.). Изобразите, используя условные знаки, холм, абсолютной высотой 322 метра. Подошва холма располагается на высоте 140 метров, северный склон более пологий, чем южный, горизонтали проведены через каждые 25 метров. Северный склон прорезает овраг.

Задание 5:

По азимуту 225, на расстоянии около 2000 км находится другой остров, входящий в состав Вест- Индии, на котором говорят на испанском языке. Как называется этот остров? В каком направлении от него находится город Ставрополь?




Олимпиада 7-й класс. Вариант 1.

Задание 1:
Что общего у понятий «земная кора» и «тропосфера» ?
В чем их отличия ?

Задание 2:
Составьте пары правильных ответов «прибор- единица измерения», которой характеризуется измеряемая прибором величина. Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, флюгер, эхолот. Единицы измерения: балл, метр, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент. Опишите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?

Задание 3:
Какие неблагоприятные и опасные природные явления следует учесть при строительстве жилых зданий и промышленных сооружений на Японских островах?

Задание 4:
Составьте проект использования Антарктиды человеком.

Задание 5:
Какие изменения произошли бы в климате Ставропольского края, если бы Кавказские горы переместились бы на северную границу края?



Олимпиада 7-й класс. Вариант 2.

Задание 1:
Какая страна из названных не омывается водами Средиземного моря:
а) Сирия;
б) Израиль;
в) Турция;
г) Ливан;
д) Иордания;
е) Греция;
ж) Албания;
з) Египет;
и) Ливия;
к) Алжир.

Задание 2:
Какое кругосветное путешествие будет короче (условимся, что кругосветное путешествие будет у нас напрямую, независимо от того, море это или суша):
а) по 50 параллели;
б) по экватору.
Свой ответ обоснуйте. Приведите все необходимые вычисления.

Задание 3:
Каким прибором на современных кораблях измеряют глубину моря?
а) сейсмограф; б) эхолот; в) лот; г) веревка с грузом; д) барограф.
Какова максимальная глубина Мирового океана?
Как называется этот географический объект?
Кому принадлежит заслуга измерения максимальной глубины океана?

Задание 4:
Остров Пасхи является частью:
а) Великобритании;
б) Эквадора;
в) Чили;
г) США;
д) Колумбии.
Определите координаты этого объекта. Почему он так назван?
Чем этот остров знаменит?

Задание 5:

Названия каких государств мира и их столиц совпадают?
Выпишите в столбик названия этих стран.
На территории какой страны берет начало река, на которой расположена столица Грузии?
В какое море она впадает?




Олимпиада 8 класс. Вариант 1.

Задание 1:
Национальное бюро США дает следующие рекомендации: если Вы не дома и вблизи нет никакого укрытия – ложитесь ничком в любую ближайшую канаву, закройте голову руками; если Вы в машине или тракторе – не пытайтесь бежать, выскакивайте из кабины и ложитесь в канаву; стойте подальше от окон, дверей и наружных стен дома, спрячьтесь в подвал; покиньте передвижные домики и найдите более надежное укрытие. В этот момент мало что можно сделать для спасения имущества, но, соблюдая эти рекомендации, можно существенно снизить риск ранения или гибели. При наступлении какого природного явления актуальны такие рекомендации? С чем связан огромный ущерб от этого явления? Что Вы еще знаете об этом явлении? Где оно наиболее часто проявляется?

Задание 2:
Где могла быть сделана в путевом дневнике подобная запись: «Да это и впрямь страна парадоксов! Здесь нет рек и озер, но, как ни странно, порой бывает вполне реальной опасность утонуть для путешественников. Климат здесь жаркий и сухой, а коренные жители этих мест часто страдают ревматизмом. Однажды ночью я захотел пить и, выйдя из палатки, взял с земли кувшин с водой. К моему удивлению, я обнаружил на поверхности кувшина тонкий ледок; посмотрев на термометр, я застыл в недоумении – он показывал 5 градусов тепла»? О какой территории идет речь? Почему, несмотря на отсутствие рек и озер, существует вероятность утонуть? Как называются на этом материке эти объекты? С чем связано замерзание воды при положительной температуре?

Задание 3:
Почему города и поселки среднего и нижнего Поволжья, находящиеся на правобережье, стоят у самой реки, а населенные пункты левобережья, за редким исключением, расположены на один–два километра и далее от Волги?

Задание 4:
Запасы этого минерального природного ресурса в Калининградской области оцениваются более чем в 3 млрд. тонн, разведано 281 месторождения. Этот минеральный ресурс может служить и как топливо, и как минеральное удобрение. Добыча его ведется в основном в Нестеровском и Полесском районах области. Иногда его теплотворная способность достигает 5000 кКал, хотя с 1982 г. использование его как топлива запрещено законом. Этот ресурс поставляется во многие страны Европы. О каком ресурсе идет речь? Какие проблемы его добычи и использования Вы знаете?

Задание 5:
Однажды, много лет назад, в Тынде среди двора случайно опрокинули вверх дном бочку (открытым концом вниз), случилось это осенью, она осталась зимовать. Однажды, в самые жуткие морозы из-под бочки забила вода, заполнила ее до половины и через дырку в стенке разлилась по двору, отрезав даже сарай. Так эта бочка попала в историю, была сфотографирована и попала в учебники по мерзлотоведению. Пришлось потом бочку срубать, чтобы попытаться спасти двор, сарай и дом. Как Вы думаете, что произошло?



Олимпиада 8 класс. Вариант 2.

Задание 1:

Придя из школы, Петя застал дома старшего брата Василия- моряка, который только что вернулся из дальнего плавания. Разложив на столе сувениры из Мурманска, Лондона, Рио-де-Жанейро, Гонолулу и Владивостока, Василий продолжал свой рассказ: «Сойдя на берег в этом порту 22 декабря, во время прогулки в 18 часов по московскому времени, я остановился в тени высокой стены». «Как же ты мог начать без меня?!- возмутился Петя - Уже рассказал про другие города и дошел до…». О каком городе рассказывал Василий во время прихода старшего брата и, почему его фраза не могла относиться ни к одному из других четырех портов, в которые заходило судно?

Задание 2:

В рамках эксперимента по акклиматизации в Россию были завезены дикие животные из других стран. По картам атласа определите, какие заповедники нашей страны лучше всего подошли бы для этой цели, если завезли койота и пуму. Объясните, почему.

Задание 3:

В городах Астрахань, Волгоград, Кострома, Нижний Новгород, Новгород и Тверь решили построить телебашни. В каком из городов шпиль телебашни будет находиться выше всего над уровнем моря, а в каком- ниже при одинаковой высоте металлической конструкции?

Задание 4:

Спроектируйте новый заповедник на территории России.

Задание 5:

Человечество все чаще сталкивается с проблемой исчерпания основных видов природных ресурсов. Единственный континент, где они еще практически не разрабатывались,- Антарктида. В то же время, установлено, что ледовый континент играет важную роль в сохранении природы Земли. Представьте, что двое ученых ведут дискуссию о будущем Антарктиды. Первый выступает за ее скорейшее хозяйственное освоение, а другой требует сохранить континент в первозданном состоянии. Представьте основные аргументы каждой из спорящих сторон. Приведите так же контраргументы, которыми могут воспользоваться спорящие для доказательства ошибочности позиции собеседника. Какую сторону в этом споре приняли бы вы?

Ответы к олимпиадам по географии 8 класс



Тест по географии 8 класс:

     1.      Для всех рек Восточно-Европейской равнины характерно:
  1. преимущественно дождевое питание и летнее половодье;
  2. преимущественно дождевое питание и весеннее половодье;
  3. преимущественно снеговое питание и весеннее половодье;
  4. преимущественно снеговое питание и летнее половодье.


  5.      2.      По сравнению с Восточно-Европейской равниной в Западной Сибири отсутствуют почвы:
    1. тундрово-глеевые;
    2. дерново-подзолистые;
    3. серые лесные;
    4. черноземные.


    5.      3.      Наибольшую абсолютную высоту имеет:
      1. крайняя северная точка России;
      2. крайняя южная;
      3. крайняя западная;
      4. крайняя восточная.


      5.      4.      Наибольшее видовое разнообразие животных в зоне арктических пустынь характерно для:
        1. амфибий;
        2. рептилий;
        3. птиц;
        4. млекопитающих.


        5.      5.      При повышении кислотности почвы наиболее целесообразно:
          1. внесение удобрений;
          2. осушение;
          3. известкование;
          4. орошение.


          5.      6.      Северные Увалы являются водоразделом бассейнов рек:
            1. Северная Двина и Волга;
            2. Днепр и Печора;
            3. Волга и Обь;
            4. Енисей и Лена.


            5.      7.      Эрозионный рельеф ярко выражен:
              1. в бассейне р.Обь;
              2. на Мещёрской низменности;
              3. на Среднерусской возвышенности;
              4. в бассейне р. Сев.Двина.


              5.      8.      Какое явление, происшедшее на берегу р.Волги описал летописец:...и Божьим изволением фех ради наших оползла горы сверху, и засыпало в слободе сто пятьдесят дворов и с людьми и со всякой скотиной?
                1. оползень;
                2. обвал;
                3. осыпь;
                4. сель.


                5.      9.      Определите природную зону по следующим показателям и признакам:
                  а) солнечная радиация - бО ккал/см;
                  б) полярная ночь до 150 суток;
                  в)средние температуры июня 0...+ГС
                  г) почвы в зачаточном состоянии.
                  1. лесотундра
                  2. тундра
                  3. арктическая пустыня
                  4. тайга


                  5.      10.      Почему в зоне степей не произрастают леса?
                    1. деревьям не хватает влаги;
                    2. происходят периодические засухи;
                    3. почвы подвержены засолению;
                    4. деревья не могут прорасти

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога